Крайние темы форума:

Популярные статьи:

Сур-кар

Скальный массив Сур-Кар занимает центральную часть хребта Каратянский Семашхо в Туапсинском районе. Хребет вытянулся вдоль правого берега верховья реки Пшиш и его юго-западные склоны изобилуют многочисленными скальными останцами, порой представляющими собой довольно крупные массивы с высотой стен в несколько десятков метров.

Скалы сложены гранитоидами, плотные и монолитные, практически без осыпей под ними. Сур-Кар является крайней северо-западной оконечностью цепи скал, протянувшейся на юго-восток до склонов горы Шесси. Топоним Сур-Кар происходит от видоизмененного армянского «Кривой Нос». В справедливости данного утверждения легко убедиться, взглянув на главную вершину из села Терзиян.

О скалолазном освоении массива известно, что в 1980-х годах на Сур-Каре работали туапсинские альпинисты, но точных сведений о проложенных маршрутах не имелось. Таким образом родилась мысль о выходе в район для его изучения, описания и попытке подъема на главную вершину скалы.

Наша группа в составе: Геннадий Дульцев, Сергей Несов, Александр Вихров, Михаил Ларионов и Валентина Ольховская выехала из Туапсе 4 октября 2005 года. Побитый жизнью и отвлеченный от пенсии автомобиль УАЗ 3962 включил последние резервы и обдирая борта в колее лесовозной дороги доставил нас на свою Голгофу, не доехав 700 метров до Сур-Кара. Этого оказалось достаточно, по той причине, что выше хорошего места для лагеря не найти из-за отсутствия воды под скалами.

На самом деле из города Туапсе в село Терзиян ходят рейсовые автобусы. У въезда в село на небольшой возвышенности стоит большой памятник, от которого вправо-вверх уходит грунтовая дорога в Алтубинал. По дороге, мимо лесопилки 3 км. пути к броду через приток реки Пшиш – Караковская Щель. Сразу за бродом развилка. Нам влево, к реке Пшиш, через которую переброшен старый деревянный мост на правый берег. Через 250 метров от моста, у поляны, влево уходит лесовозная дорога. По дороге вверх на гребень отрога Каратянского хребта. Здесь очевидная развилка. Влево-вниз идет дорога в долину реки Гунайка, а наш путь прямо, в направлении отчетливо видимой башни Сур-Кара. Траверсом склона дорога выводит на поляну с лесорубной погрузочной площадкой. Перед выходом на поляну пересекаем единственный здесь полноценный ручей.

От погрузочной площадки вверх, параллельно, уходит два волока. Подъем по правому, ближнему к ручью, до развилки. Справа видны террасы, где можно стать лагерем. От села Терзиян, по спидометру 9 километров. На развилке влево и через 700 метров волок выводит к седловине 843.0 у подножья скалы. Волок выходит чуть выше и правее седловины, но влево-вниз имеется отвилка, по которой спускаемся на перевальную точку.

Массив Сур-Кар расположен на восточном склоне высоты 941.0 и представляет собой вытянутую в северо-восточном направлении от главной вершины цепь отдельных скальных блоков. Пять из них наиболее крупные. Еще один значительный камень находится к югу от главной вершины. Весь массив обходится по кругу вдоль стен и через узкие проходы между отдельными скалами. Все короткие стены обращены в сторону высоты 941.0. Наиболее доступный маршрут на главную вершину, на наш взгляд, проходит по северо-западному ребру и начинается с седловины между скалой и высотой 941.0, тем более, что при ближайшем рассмотрении в трещине был обнаружен старый крюк. По южным, юго-восточным и восточным высоким стенам просматривается несколько перспективных направлений, но плохо видна вершинная башня выше плеча.

Сур-Кар по С-З ребру

Подход: с седловины 843,0 вверх по склону в направлении провала между главной вершиной и южным камнем. Есть площадки под палатки. По слабой тропе, обходя главную вершину слева, выйти на перемычку между скалой и высотой 941,0 к началу маршрута.

По сложности лазания маршрут очень неровный, от участков с применением ИТО, до простого лазания по наклонным плитам. Скала монолитная, редкие трещины чаще всего глухие, но организовать сносную страховку вполне возможно. На маршруте встречены шлямбурные крючья, петли, тур на вершине. Записки не было, но очевидно, что мы повторили старый маршрут. По сложности маршрут можно оценить как 3 – 4 категорию.

Начало маршрута по замшелой стенке вдоль вертикальной щели. ИТО. Стена выполаживается – отсюда вверх-вправо по плите (шлямбур) к небольшой сосне. Станция страховки. От сосны вверх по плите вдоль одной из двух трещин. Выход через стеночку по правой трещине. По пологим плитам (шлямбур) подойти под станцию страховки на трех шлямбурах. Станция оборудована неудобно. Далее выход по отвесной стеночке на полку под нависание. По узкой полке вправо до вертикальной щели. По щели выход на предвершину. Станция страховки в щели, используя плотный стык между камнями. Дюльфер в провал между предвершинной и вершиной. Веревку оставляем. По пологому гребню выход на вершину.

Спуск: по пути подъема. Дюльфер с предвершины до сосны 43 метра. От сосны до земли 25-30 метров.

Автор: alpinism_ru
07 марта 2007

Тэги: скалы

Комментарии

kaluzhanin 12:44 | 08.10.2010
Спасибо за информацию. А то об этом месте мало пишут.

Вы можете оставить комментарий, если вы — зарегистрированный пользователь. Если вы зарегистрированы, пройдите авторизацию, если нет — вам сюда.